Аннотация
Работа осуществлена с целью выявления механизмов сохранения и актуализации некоторых образов и символов, выраженных в орнаменте вышивки. Исследование основано на материалах по культуре уймонских старообрядцев, которые проживают в Уймонской долине Горного Алтая. Проведен комплексный анализ полевых этнографических материалов автора разных лет, неопубликованных архивных фольклорных записей, музейных образцов. Установлено, что с помощью образов райских птиц и райских растений (виноград, розы и другие цветы) в духовных стихах выражены народные представлений о рае. Эти представления соотносятся с символическим значением некоторых орнаментальных рядов женских рукоделий. Композиция на стеновом полотенце, состоящая из виноградной и цветочной лоз, райских птиц интерпретируется нами как народное изображение райского сада. Автор проводит сравнительный анализ образов райского сада в культуре уймонских старообрядцев с материалами по орнаменту женских рукоделий Горного Алтая. По материалам женских рукоделий Горного Алтая, в флористическом орнаменте, существенно преобладающем среди всех прочих, чаще встречаются мотивы с виноградной и лозой из роз, а также цветочной лозой с изображениями других цветов. При объединении этих разновидностей орнамента в семантически единую орнаментальную группу «растительной лозы» очевиден факт существенного преобладания данной группы мотивов среди прочих фиксируемых орнаментальных рядов. Вероятно, представления о растениях как атрибутах райского сада, смысловая корреляция сад райский - сад земной сыграли особую роль распространенности изображений винограда, роз и других цветов и их устойчивом бытовании в орнаментике женских рукоделий. Мотив растительной лозы может являться для носителей культуры выражением духовных устремлений, которые проявляются и в эстетическом восприятии орнамента.
Ключевые слова
русские, старообрядцы, христианская символика, женские рукоделия, духовные стихи, виноградная лоза, цветочная лоза, Горный Алтай
Список литературы
Архимандрит Макарий (Веретенников). Райский сад и его насаждения //Альфа и Омега. - 2011. - № 61 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravmir. ru/rayskiy-sad-i-ego-nasazhdeniya (дата обращения: 26.09.2021).
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me (дата обращения: 30.09.2021).
Духовный стих из репертуара анс. «Октай» респ. Тыва [Электронный ресурс]. URL: https://pstgu.ru/upload/ iblock/a1e/a1ee721c1bf82c37853924bc911a9856.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
Гране Й.Г. Алтай: Увиденное и пережитое в годы странствий. - М. : Индрик, 2012. - 608 с.
Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. - Л.: Наука, 1978. - 184 с.
Листова Т.А. Загробный мир в контексте проблемы нравственного воспитания // Традиции и современность. - 2016. - № 19. - С. 43-86.
Петров А.М. Сакральная топография традиционной народно-православной культуры (по материалам русских духовных стихов) // Религиоведение. - 2012.-№1. - С. 120-133.
Рождественская М.В. Рай «мнимый» и Рай «реальный»: древнерусская литературная традиция // Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”. - Вып. 31. - СПб: Санкт-Петербургское философ. об-во. - 2003. - C. 31-46.
Тетрадь с записями духовных стихов. Рукопись. Усть-Коксинский район, вторая половина ХХ в. Сбор И.П. Федотовой. - 11 л.
Федотова И.П. [Полевой дневник фольклорной экспедиции в Усть-Коксинский район]. Рукопись. - 1987 г -173 л.
[Фрагмент тетради с записями духовных стихов]. Рукопись. - с. Мульта, 1935. Полевые материалы автора, 2007.
Фурсова Е.Ф. Вышитые полотенца с крестами и растительными орнаментами («проросшие кресты») у русских крестьянок в Западной Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. - Т. 26. - С. 841-847.
Фурсова Е.Ф. Христианская символика в рукоделии крестьянок Западной Сибири (конец XIX - начало XX века) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - Т. 12. - № 2. - С. 171-176.
Фурсова Е.Ф., Васеха М.В. Растительные мотивы в собрании жертвенных полотенец старообрядческой моленной // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2020. - Т. 48. - № 4. - С. 125-134.
Стих о святом Антонии. Райская птичка [Электронный ресурс]. URL: https://proteacher.ru/2015/03/11/ Duhovnye_stihi_1426100334_74787.pptx. (дата обращения 21.09.21).
Шитова Н.И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - 112 с.
Шитова Н.И. Христианская символика в одежде уй-монских старообрядцев // Гуманитарные науки в Сибири. - 2008. - № 3. - С. 87-90.
Шитова Н.И. Некоторые аспекты духовной культуры уймонских старообрядцев // Православные традиции в народной культуре восточных славян Сибири и массовые формы религиозного сознания XIX - XX вв./под ред. Е.Ф. Фурсовой. - Новосибирск: Из-во ИАЭТ СО РАН, 2006. - С. 71-82.
Шитова Н.И. Особенности орнаментации рукоделий русских крестьянок Горного Алтая // Гуманитарные науки в Сибири. - 2020. - Т. 27. - № 2. - С. 26-32.
References
Arhimandrit Makarij (Veretennikov) Rajskij sad i ego nasazhdenija. Al’fa i Omega, 2011, no 61. (In Russ.). URL:https://www.pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasazhdeniya (Accessed: 10.09.2021).
Dal’ V. I. Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka Vladimira Dalja. (In Russ.). URL: https://gufo.me (Accessed: 20.09.2021).
Duhovnyj stih iz repertuara ans. «Oktaj» resp. Tyva. (In Russ.). URL: https://pstgu.ru/upload/iblock/a1e (Accessed: 10.09.2021).
Grane J.G. Altaj: Uvidennoe i perezhitoe v gody stranstvij. Moscow: Indrik, 2012, 608 p. (In Russ.).
Eremina V.I. Pojeticheskij stroj russkoj narodnoj liriki. Leningrad: Nauka, 1978, 184 p. (In Russ.).
Listova T.A. Zagrobnyj mir v kontekste problemy nravstvennogo vospitanija. Tradicii i sovremennost’, 2016, no 19. P. 43-86. (In Russ.).
Petrov A.M. Sacred topography of the traditional folk-orthodox culture (based on Russian religious verses). Religiovedenie, 2012, no 1. P. 120-133 (In Russ.).
Rozhdestvenskaja M.V. Raj «mnimyj» i Raj «real’nyj»: drevnerusskaja literaturnaja tradicija. In Obraz raja: ot mifa k utopii. Serija «Symposium”, iss. 31, Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo, 2003. P. 3146 (In Russ.).
Tetrad’ s zapisjami duhovnyh stihov. Rukopis’. Ust’-Koksinskij rajon. Vtoraja polovina XX s. Sbor I.P. Fedotovoj. 11 fol. (In Russ.).
Fedotova I.P. [Polevoj dnevnik fol’klornoj jekspedicii v Ust’-Koksinskij rajon]. Rukopis’, 1987, 173 fol. (In Russ.).
[Fragment tetradi s zapisjami duhovnyh stihov]. Rukopis’, 1935, Mul’ta. Polevye materialy avtora, 2007. (In Russ.).
Fursova E.F. Embroidered Towels with Crosses and Floral Ornaments (“Sprouted Crosses”) from the Russian Peasant Women in Western Siberia/ In Problems of Archaeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Neighboring Territories. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ. Vol. 26. P. 841-847 (In Russ.). doi:10.17746/2658-6193.2020.26.841-847
Fursova E.F.,Vasekha M.V. Floral Designs on Sacrificial Towels from an Old Believers’ Prayer House. Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia, 2020. Vol. 48, no 4. P. 125-134. (In Russ.). doi:10.17746/1563-0102.2020.48.4.125-134
Fursova E.F. Hristianskaja simvolika v rukodelii krest’janok Zapadnoj Sibiri (konec XIX - nachalo XX veka). In Problems of Archaeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Neighboring Territories, 2006. Vol. 12, no 2. P. 171-176. (In Russ.).
Stih o svjatom Antonii. Rajskaja ptichka. (In Russ.). URL: https://proteacher.ru/2015/03/11/Duhovnye_ stihi_1426100334_74787.pptx. (Accessed: 10.09.2021).
Schitova N.I. Сhristian symbolic in closes of Uimon Old Believers. In Gumanitarnye nauki v Sibiri, 2008, no 3. P. 87-90. (In Russ.).
Schitova N.I. Tradicionnaja odezhda ujmonskih staroobrjadcev. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2005, 112 p. (In Russ.).
Schitova N.I. Some aspects of the spiritual culture of the Old Beelievers from Uimon. In Pravoslavnye tradicii v narodnoj kul ’ture vostochnyh slavjan Sibiri i massovye formy religioznogo soznanija XIX - XX vv, Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2006. P. 71-82. (In Russ.).
Schitova N.I. Features of Russian needlework ornamentation peasants of the Altai Mountains. In Gumanitarnye nauki v Sibiri, 2020. Vol. 27, no 2. P. 26-32. (In Russ.).