Аннотация
На этнографических материалах рассмотрен образ кикиморы в народных верованиях русских Западной Сибири. В ряде областей России кикимора считалась персонажем домашнего пространства, преимущественно вредоносным, зловещим. Имея устойчивую связь с прядением, кикимора ассоциировалась с символическим воплощением судьбы (божество, прядущее и обрывающее нить жизни). В ее образе угадывались черты архетипического трикстера. Представления о кикиморе коррелируют с символами времени, особенно его «пороговых» периодов - смены суток, перехода от старого года к новому. Вероятно поэтому, маскарадный образ кикиморы вошел в календарную обрядность зимне-весеннего периода. В Западной Сибири до середины ХХ в. сохранялась традиция рядиться в «кикимору» на Святки и Масленицу («проводы зимы»). Женщины надевали «лохмотья», мазали лица сажей, создавая неряшливый образ. Ряженые «кикиморы» несли шерсть, лен, веретено, чесалку; войдя в дом, изображали, что прядут кудель. Широко распространенные в XX- начале XXI в. представления о кикиморе болотной или лесной, очевидно связаны с размыванием этого образа в народных верованиях и, как следствие, перенесением его в пространство, далекое от культурной среды обитания человека. Исчезающий из народных верований образ кикиморы как домашнего демона, прядущего божества, актуализировался в представлениях о ней как о лесном, болотном духе. Слово «кикимора» прочно закрепилось в русской лексике, став именем нарицательным, ругательством, при этом сохранив характерные признаки персонажа. Маскарадная традиция в ХХ в. актуализировала рудиментарные представления о кикиморе как о прядущем духе, хотя уже были утрачены ключевые признаки этого образа: из судьбоносного божества кикимора трансформировалась в игровой персонаж жанровых сценок святочных и масленичных гуляний.
Ключевые слова
кикимора, мифология, календарная обрядность, Масленица, Святки, ряженые, маскарад, прядение, русские Сибири
Список литературы
Агапкина Т.А. Мифоэпические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М.: Ин-дрик, 2002. - 816 с.
Ансимова О.А., Голубкова О.В. Мифологические персонажи домашнего пространства в народных верованиях русских (этнографический и лексикографический аспекты) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2016. - Т. 44. - № 3. - С. 130-138.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - М.: Изд-во К. Сол-датенкова, 1865: - Т. I. - 800 с.; - 1868: - Т. II. - 784 с.; -1869: - Т. III. - 840 с.
Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 1998. - 672 с.
Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (ХУШ - первая половина ХГХ в.). - Новосибирск: Наука СО, 1975. - 350 с.
Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. - М.: Эксмо, 2008. - 736 с.
Дяль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.-СПб.: Гостиный двор, Кузнецкий мост. - 1881. - Т. II (И - О). - 810 с.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. - 432 с.
Золотова Т.Н. Современная праздничная культура России: Сохранение русских традиций, конструирование новых символов и смыслов // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во Алтай. гос. пед. ун-та, 2020. - № 10. - С. 160-171.
Криничная Н.А. Нить жизни: Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. - 40 с.
Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. - М.: Академический проспект; Гаудеамус, 2004. - 1008 с.
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. - М.: Астрель: АСТ, 2000. - 528 с.
Майничева А.Ю. Современные исследования роли символов и знаков в мировоззрении русских Сибири XVI - начала XVIII в. // Гуманитарные науки в Сибири. -2020. - Т. 27. - № 2. - С. 5-12.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. - 530 с.
Мешкова К.Н. Шекспировская поэтика мифа в повести О.М. Сомова «Кикимора» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 14. - № 7. -С. 1979-1983.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В.П. Зиновьев. - Новосибирск, 1987. - 400 с.
Сомов О.М. Были и небылицы. - М.: Советская Россия, 1984. - 368 с.
Фурсова Е.В. «Шуликаны» и нечистая сила в селах Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. - 1994. - № 3. - С. 68-80.
Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. - Л.: ЛГУ, 1983. - 169 с.
References
Agapkina T.A. Mifoepicheskie osnovy slavianskogo narodnogo kalendaria. Vesenne-letnii tsikl. Moscow: Indrik, 2002, 816 p. (In Russ.).
Ansimova O.A., Golubkova O.V. Mythological charachers of the domestic space in Russian folk beliefs: lexicographic end ethnographic aspekts. In Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia, 2016, no 3. Vol. 44. P. 130-138. (In Russ.). doi:10.17746/1563-0102.2016.44.3.130-138
Afanas’ev A.N. Pojeticheskie vozzrenija slavjan na prirodu. Opyt sravnitel’nogo izuchenija slavjanskih predanij i verovanij v svjazi s mificheskimi skazanijami drugih rodstvennyh narodov. Moscow, 1868. Vol. II, 784 p. (In Russ.).
Cherepanova O.A. Mifologicheskaya leksika Russkogo Severa. Leningrad: Leningrad State University, 1983, 169 p. (In Russ.).
Dal’ V.I. Pover’ya, sueveriya i predrassudki russkogo naroda. Moscow: Eksmo, 2008, 736 p. (In Russ.).
Dal’ V.I. Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. Moscow-St. Petersburg: Gostinyj dvor, Kuzneckij most, 1881. Vol. II, 810 p. (In Russ.).
Fursova E.V. “Shulikany” i nechistaja sila v selah Zapadnoj Sibiri. Humanitarian sciences in Siberia, 1994, no 3. P. 68-80. (In Russ.).
Gromyko M.M. Trudovye tradicii russkih krest’jan Sibiri (XVIII - pervaja polovina XIX veka). Novosibirsk: Nauka SB, 1975, 350 p. (In Russ.).
Krinichnaya N.A. Nit’ zhizni: Reministsentsii obrazov bozhestv sud’by v mifologii i fol’klore, obryadakh i verovaniyakh. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, 1995, 40 p. (In Russ.).
Krinichnaia N.A. Russkaia mifologiia: Mir obrazov fol’klora. Moscow: Akademicheskii prospect, “Gaudeamus”, 2004, 1008 p. (In Russ.).
Levkievskaja E.E. Mify russkogo naroda. Moscow: Astrel’: AST, 2000, 528 p. (In Russ.).
Mainicheva A.Ju. Modern research of the role of symbols end signs in the world view of Russians in Siberia at the end of the 16th - beginning of the 18th centuries. Humanitarian sciences in Siberia, 2020. Vol. 27, no 2. P. 5-12. (In Russ.). doi:10.15372/HSS20200201
Maksimov S.V. Nechistaya, nevedomaya i krestnaya sila. St. Petersburg: Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil’borg, 1903, 530 p. (In Russ.).
Meshkova K.N. Shakespearean poetics of myth in O.M. Somov’s novella “Kikimora”. Philology. Theory & practice, 2021. Vol. 14, no 7. P. 1979-1983. (In Russ.). doi:10.30853/ phil210344
Somov O.M. Byli i nebylicy. Moscow: Sovetskaja Rossija, 1984, 368 p. (In Russ.).
Zelenin D.K. Ocherki russkoi mifologii: Umershie neestestvennoi smert’yu i rusalki. Moscow: Indrik, 1995, 432 p. (In Russ.).
Zinov’ev V.P. (ed.). Mifologicheskie rasskazy russkogo naselenija Vostochnoj Sibiri. Novosibirsk, 1987, 400 p. (In Russ.).
Zolotova T.N. Modern holiday culture of Russia: Preservation Russian traditions, constructing new symbols end meanings. In Etnografija Altaja i sopredel’nyh territorij. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2020, no 10. P. 160-171. (In Russ.). doi:10.37386/2687-0592-2020-10-160-171
Vlasova M.N. Russkie sueveriia: Entsiklopedicheskii slovar’ (Encyclopedic Dictionary). St. Petersburg: Azbuka, 1998, 672 p. (In Russ.).