Аннотация
Рассматривается феномен знания в Сибири XVII в., который трактуется в широком социальном контексте, учитывая его эволюционно-историческое измерение. Наряду со знанием как формой общественного сознания, анализируются такие явления, как грамотность, эрудированность, информированность, осведомленность, навыки, опытность, умения, сноровка - горизонты эмпирических компетенций. В силу лапидарности источников используется методология семиотического дискурсивного моделирования в ее знаково-симоволическом изводе. В качестве модельного элемента социальной структуры избирается неслужилое население сибирских городов. Показывается, что интенсивное социально-экономическое становление вновь осваиваемого региона Сибири требовало от участников развития знаний, прежде всего элементарной грамотности. Наряду с поставленными правительством «управленцами» в рядах воеводского окружения постепенно грамотностью овладевали многие горожане. Церковь являлась исходной точкой в насаждении грамотности. Духовенство было инициатором привоза книг из метрополии в Сибирь. В архивных материалах сохранилось немало документальных свидетельств об аккумулировании знаний среди населения малообжитой русскими Сибири. Знаки и символы, подтверждающие такое положение, отыскиваются в разного рода источниках. Знающие грамоту переселенцы в Сибирь встречались среди самых разных социальных слоев населения уже с начала освоения Зауральского региона русским государством. Несмотря на сложные условия жизни в пределах еще не до конца освоенного пространства Сибири, многие ее жители старались давать элементарное начальное образование своим детям. Центральная московская власть активно поддерживала сибирское духовенство, основного движителя приобщения переселенцев к элементарным знаниям. Московское правительство, предвидя быстрое развитие сибирского региона, поощряло любые начинания в развитии эмпирических знаний. Делается вывод, что на перекрестке книжности и устного опыта рождалось специфическое знание российских переселенцев в Сибири. Этот длительный процесс начал приносить свои плоды к началу XVIII в.
Ключевые слова
грамотность, знак, знание, колонисты, переселенцы, русские, Сибирь, символ
Люцидарская А.А.
https://orcid.org/0000-0002-3131-5350
Институт археологии и этнографии СО РАН
Список литературы
Вершинин Е.В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI - XVII в. - Екатеринбург: Демидовский институт, 2018. - 504 с.
Вилков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII веке. - М.: Наука, 1967. - 198 с.
Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX в. - Новосибирск: Наука, 1974. -221 с.
Миллер Г.Ф. История Сибири. - М.: Вост. лит., 2005. - Т. 3. - 506 с.
Ромодановская Е.К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. - Новосибирск: Наука, 1973. -180 с.
References
Kopylov A.N. Ocherki kul’turnoy zhizni Sibiri 17 -nachala 19 v. Novosibirsk: Nauka, 1974, 221 p. (In Russ.).
Miller G.F. Istoriya Sibiri. Moscow: Vostochnaya literatura, 2005, vol. 3, 506 p. (In Russ.).
Romodanovskaya E.K. Russkaya literatura v Sibiri pervoi poloviny 17 v. Novosibirsk: Nauka, 1973, 180 p. (In Russ.).
Vershinin E.V. Russkaya kolonizatsiya Severo-Zapadnoi Sibiri. Yekaterinburg: Demidovskii institute, 2018, 504 p. (In Russ.).
Vilkov O.N. Remeslo i torgovlya Zapadnoi Sibiri. Moscow: Nauka, 1967, 198 p. (In Russ.).