Проблемы археологии, этнографии, антропологии
Сибири и сопредельных территорий

ISSN 2658-6193 (Online)

Проход по ссылкам навигации
  


* (звездочка) в конце строки поиска означает любое количество любых символов.

2020 Том XXVI

DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.730-735

УДК 397+398

Заяц в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

Бурнаков В.А.

Полный текст PDF

Аннотация

Заяц является одним из самых распространенных персонажей, включенных в ритуальную систему и фольклор многих народов мира. Образ этого зверя широко представлен и в культуре хакасов. Вместе с тем в хакасской этнографии и фольклористике он никогда не становился отдельным предметом научного исследования. Это обстоятельство определяет новизну работы, в связи с чем целью данной статьи выступает характеристика зайца и его образа в традиционной ритуальной практике и шаманизме хакасов. В ходе исследования определено, что зайцу и его образу отводилось важное место в культуре хакасов. Самый распространенный его вид - заяц-беляк (ах хозан) был включен в традиционную обрядность и шаманскую практику хакасов. Белый цвет его шкуры стал одним из ключевых символических признаков, способствовавших наделению его высоким семиотическим статусом. Выявлено, что в религиозно-мифологическом сознании рассматриваемого народа он отождествлялся с небом, в частности имел небесное происхождение и обладал соответствующей сверхъестественной магической силой. Выяснено, что отдельные части тела зайца, главным образом шкура и коленная чашечка его правой передней ноги, активно использовались в народе в апотропейныхи мантических целях. Показано, что почитание указанного животного для некоторых хакасских соок’ов - родов, в т.ч. пурут, хасха, имело форму культа. Среди них получила распространение практика изготовления ритуального предмета - Хозан/Ах тос - ‘Заячий/Белый фетиш’. В отношении него действовала определенная система норм и обрядности. Он был задействован и в народной медицине. Доказано, что образ зайца присутствовал в ритуальной практике хакасских шаманов в качестве важнейшего духа-помощника. Его символическое изображение было широко представлено в шаманской атрибутике: головном уборе, жезле (орба) и бубне.

Ключевые слова

хакасы, традиционная культура, мировоззрение, заяц, обрядность, шаманизм

Главный редактор
академик А.П. Деревянко

Заместитель главного редактора
академик В.И. Молодин

Учредитель и Издатель
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН)
Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Ежегодник зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 73880 от 05.10.2018

ISSN 2227-6548 (Print)

Редакция
адрес: Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
телефон: 8 (383) 330-22-80
E-mail: sbornik.iaet@gmail.com