Аннотация
В статье рассмотрены этносоциальные и этнополитические процессы у коренного населения предгорий Северного Алтая, на примере а. и с. Пильно. В исследовании использованы материалы Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. Включение предгорий Северного Алтая в состав Российской империи в начале XVII в. не изменило жизнь коренного населения. Реформы начались в начале XIX в. В это время стало возможным освоение региона и начались законодательные и административные преобразования. Они, с одной стороны, были нацелены на защиту коренного населения от пришлого, c другой - закладывали основу постепенной интеграции. Основным инструментом интеграции стала Алтайская духовная миссия, созданная в 1828 г. Миссионеры расселяли среди коренного населения переселенцев и новокрещенов, создавали поселения, открывали школы, рекрутировали в свои ряды лучших учеников из числа коренного населения. Данные меры привели к кардинальным трансформациям в жизни коренного населения: изменению характера расселения, хозяйства, самоидентификации, антропонимии, нарастанию межэтнических связей, распространению православия, вовлечению в товарно-денежные отношения. В начале XX в. оформилось два пути интеграции коренного населения в социальную структуру Российской империи. В первом случае население сохраняло традиционный образ жизни (имена, верования и др.) и постепенно заимствовало отдельные элементы у переселенцев. В основном они проживали в моноэтничных и удаленных населенных пунктах. Во втором случае большая часть коренного населения активно интегрировалась и утрачивала традиции. Они проживали вместе с переселенцами в крупных населенных пунктах.
Ключевые слова
коренное население, интеграция, Алтай, Пильно, Алтайская духовная миссия
Николаев В.В.
https://orcid.org/0000-0001-6834-2961
Институт археологии и этнографии СО РАН
Список литературы
Асочакова В.Н. Христианизация хакасов в XVIII в. -1861 г. (до образования Енисейской епархии). - Абакан, 2008. - 248 с.
Законодательные акты Российской империи. («Устав об инородцах» М.М. Сперанского и земельная политика Российской империи в XVII-XX вв.). - Горно-Алтайск, 1994. - 75 с.
Николаев В.В. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая (XIX - начало XXI века). - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. - 312 с.
Сатлаев Ф.А. Предисловие // Законодательные акты Российской империи («Устав об инородцах» М. М. Сперанского и земельная политика Российской империи в Сибири в XVII-XX вв.). - Горно-Алтайск, 1994. - С. 3-6.
Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: Этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. - 312 с.
References
Asochakova V.N. Khristianizatsiya khakasov v XVIII v. -1861 g. (do obrazovaniya Eniseiskoi eparkhii). Abakan, 2008, 248 p. (in Russ.).
Nikolaev V.V. Etnodemograficheskoe razvitie korennogo naseleniya predgorii Severnogo Altaya (XIX - nachalo XXI veka). Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2012, 312 p. (in Russ.).
Satlaev F.A. Predislovie. In Zakonodatel ’nye akty Rossii-skoi imperii (“Ustav ob inorodtsakh” M.M. Speranskogo i zemel ’naya politika Rossiiskoi imperii v Sibiri v XVII-XX vv.). Gorno-Altaisk, 1994, pp. 3-6 (in Russ.).
Sherstova L.I. Tyurki i russkie v Yuzhnoi Sibiri: Etnopoliticheskie protsessy i etnokul’turnaya dinamika XVII - nachala XX veka. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2005, 312 p. (in Russ.).
Zakonodatel’nye akty Rossiiskoi imperii. (“Ustav ob inorodtsakh” M.M. Speranskogo i zemel’naya politika Rossiiskoi imperii v XVII-XX vv.). Gorno-Altaisk, 1994, 75 p. (in Russ.).