Аннотация
Конь является домашним животным, имеющим важное значение в хозяйственной жизни и духовной культуре хакасов, в частности, в шаманизме. В хакасской этнографии остается малоизученным вопрос о значении коня в ритуальной практике шаманов. В связи с этим, целью данной статьи является характеристика образа коня в шаманской атрибутике хакасов. Хронологические рамки работы охватывают конец XIX - середину XX в. Выбор временных границ обусловлен состоянием базы источников по теме исследования. Основными источниками выступают этнографические и фольклорные материалы. Работа основывается на методологическом принципе историзма. Используются историко-этнографические методы - реликта и семантического анализа. В ходе исследования определено, что коню и его образу отводилось одно из главных мест в атрибутике хакасских шаманов. Образ этого животного был представлен в таких ключевых культовых предметах, как бубен (туур), жезл (орба) и костюм (хамдых /хамныз кип). Выяснено, что в традиционных верованиях шаманистов образ коня наделялся особым ореолом сакральности. С ним связывалось представление о чула - душе шамана в конском обличии. Выявлено, что шаманский бубен, обтянутый кожей этого непарнокопытного, символизировал собой ездовое животное, на котором путешествовал кам во время своих мистерий. Показано, что ритуальному использованию шаманом бубна предшествовал сакральный акт его оживления и введения в обрядовую сферу. Определено, что на бубнах было принято изображать коней и всадников, олицетворявших собой тос’ов - духов-помощников шамана и божеств, игравших значительную роль в его обрядовой практике. Выделено, что конская символика встречалась на шаманских жезлах в виде протомы. В процессе камлания она отождествлялась с мистическим скакуном. Выявлено, что шаманский костюм также включал в себя элементы, связанные с образом коня: колокольчики, металлические погремушки и конские волосы, выполнявшие вспомогательную функцию в процессе шаманской обрядности.
Ключевые слова
хакасы, традиционная культура, мировоззрение, образ коня, шаман, обрядность, камлание, культовая атрибутика
Список литературы
Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. -Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. - 253 с.
Доможаков В.И. Хакасские загадки // Записки Хак-НИИЯЛИ.- Абакан: Хак. обл. гос. изд-во, 1951. - Вып. 2С. 60-84.
Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеу-тов // Сборник Музея антропологии и этнографии. - М.-Л., 1949. - Т. X. - С. 108-190.
Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. - СПб.: МАЭ РАН, 2012. - 408 с.
Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник Музея антропологии и этнографии. - М.-Л., 1955. - Т. 16. - С. 165-264.
Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII - первая четверть XX в.). - Л.: Наука, 1979. - 195 с.
Каратанов И. Черты внешнего быта качинских татар // Известия Императорского русского географического общества. - СПб., 1884. - Т. 20. - Вып. 6. -С. 618-645.
Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). - СПб., 1907. - Т. 9. - 640 с.
Костров Н.А. Очерки быта минусинских татар // Труды IV археологического съезда, 1881. - Казань, 1884. -Т. 1. - С. 208-248.
Кропоткин А.А. Саянский хребет и Минусинский округ // Живописная Россия.- СПб.-М.: Изд. Тов-ва М.О. Вольф, 1895.- Т. 12. - Ч. 1: Восточные окраины России. Восточная Сибирь. - С. 19-50.
Потапов Л.П. Обряд оживления бубна у тюркоязычных племен Алтая // Труды Ин-та этнографии АН СССР.-М.-Л., 1947.-Т. I.- С. 159-183.
Потапов Л.П. Шаманский бубен качинцев как уникальный предмет этнографических коллекций // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. - Л., 1981. -Т. XXXVI. - С. 124-137.
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л.: Наука, 1991. - 320 с.
Шаманство и шаманы // Нива. - 1871. - № 4. -С. 58-62.
References
Butanaev V.Ya. Traditsionnyi shamanizm Khongoraya. Abakan: KhSU Publ., 2006, 253 p. (In Russ.).
Domozhakov V.I. Khakasskie zagadki. In Zapiski Khakasskogo nauchno-issledovatael’skogo institutayazyka, literatury i istorii, Vol. 2. Abakan: Khakas the regional. State. Book. Publ., 1951, pp. 60-84. (In Russ.).
Dyrenkova N.P. Materialy po shamanstvu u teleutov. In Sbornik Muzeya antropologii i etnografii. Moscow-Leningrad: Nauka Publ., 1949, Vol. 10. P. 108-190. (In Russ.).
Dyrenkova N.P. Tyurki Sayano-Altaya. Stat’i i etnograficheskie materialy. - SPb.: MAE RAS, 2012, 408 p. (In Russ.).
Ivanov S.V. K voprosu o znachenii izobrazhenii na starinnykh predmetakh kul’ta u narodov Saiano-Altaiskogo nagor’ya. In Sbornik Muzeya antropologii i etnografii. Moscow-Leningrad: Nauka Publ., 1955, Vol. 16, pp. 165264. (In Russ.).
Ivanov S.V. Skul’ptura altaitsev, khakasov i sibirskikh tatar (XVIII - pervaya chetvert’ XX v.). Leningrad: Nauka Publ., 1979, 195 p. (In Russ.).
Karatanov I. Cherty vneshnego byta kachinskikh tatar. In Izvestiya Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva. St. Petersburg, 1884, Vol. 20, no 6. P. 618-645. (In Russ.).
Katanov N.F. Narechiya uryankhaitsev (soiotov), abakanskikh tatar i karagasov: (Obraztsy narodnoi literatury tyurkskikh plemen, izdannye V.V. Radlovym). St. Petersburg: Imp. Akademiya nauk Publ., 1907. Vol. 9, 640 p. (In Russ.).
Kostrov N.A. Ocherki byta minusinskikh tatar. In Trudy IVarkheologicheskogo s’ezda, 1881, Kazan, 1884. Vol. 1. P. 208-248. (In Russ.).
Kropotkin A.A. Sayanskii khrebet i Minusinskii okrug. In Zhivopisnaya Rossiya. St. Petersburg-Moscow: M.O. Vol’f Publ., 1895. Vol. 12, no. 1: Vostochnye okrainyRossii. Vostochnaya Sibir’. P. 19-50. (In Russ.).
Potapov L.P. Obryad ozhivleniya bubna u tyurkoyazychnykh plemen Altaya. In Trudy Instituta etnografii AN SSSR. T. I. Moscow-Leningrad, 1947. P. 159183. (In Russ.).
Potapov L.P. Shamanskii buben kachintsev kak unikal’nyi predmet etnograficheskikh kollektsii. In Material’naya kul’tura i mifologiya. Leningrad., 1981. Vol. 36. P. 124-137. (In Russ.).
Potapov L.P. Altaiskii shamanizm. Leningrad: Nauka Publ., 1991, 320 p. (In Russ.).
Shamanstvo i shamany. In Niva, 1871. Vol. 4. P. 58-62.