Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием феномена недавно выделенного типа археологических памятников, которые представляют собой обугленные деревянные конструкции с установленными в углах перевернутыми вверх дном керамическими сосудами. Объекты располагаются на территории некрополей второй четверти II тыс. н. э. Обнаруженная керамика позволяет отнести данные объекты к памятникам кыштовской культуры. Серия обрядов, для проведения которых возводились и сжигались данные сооружения, в предыдущих исследованиях связывается с высвобождением души усопшего, временно пребывавшей в деревянных изваяниях - ит-терма. Хотя самые близкие параллели такой обрядовой практики обнаруживаются в таежной угорской среде, основное внимание в статье уделяется южным импульсам, которые, по мнению автора, оказали заметное влияние на декорации завершающего акта цикла погребальных действий, связанных с сожжением моделей жилых построек, в которые помещались деревянные скульптуры. Обращается внимание на погребальные сооружения синкретичной венгеровской культуры, в наследии которой также сочетаются южные и северные черты. Отмечается заметное сходство между погребальными сооружениями венгеровской культуры, представленными усеченными четырехугольными пирамидами и обугленными срубами или рамами внутри и сожженными культовыми постройками кыштов-цев. Делается вывод, что импульсы с юга могли инициировать расширение цикла погребальных действий кыштовцев за счет заимствований, которые отразились в появления новой традиции сожжения внутри деревянных строений кукол, в которых пребывала одна из душ ранее усопшего человека. Т.е. своего рода двойных похорон, в которых объединились собственные нормы, связанные с реальным погребением тела, и заимствованные, относящиеся к обряду высвобождению души из куклы. Дальнейшая эволюция культовых сооружений видится в отделении их от территории некрополей и превращении в самостоятельный феномен, связанный сакрализацией социальных лидеров, которые становятся покровителями родовых и территориальных образований.
Ключевые слова
кыштовская культура, венгеровская культура, курган, культовый комплекс, погребение, ритуал
Список литературы
Массон В.М. Традиции и инновации в процессе культурогенеза (в свете данных археологии. // Преемственность и инновации в развитии древних культур. - Л.: Наука, 1981. - С. 39.
Молодин В.И. Культовые памятники угорского населения лесотепного Обь-Иртышья (по данным археологии) // Мировоззрение финно-угорских народов. - Новосибирск: Наука, 1990. - С. 128-140.
Молодин В.И., Ефремова Н.С., Соловьев А.И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. Ритуальные комплексы эпохи средневековья. - Новосибирск, Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2021. - Том 6. (В печати)
Молодин В.И. Соловьев А.И. Кыштовская культура // История Сибири. Железный век и Средневековье. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. -Т. 2. - С. 382-384.
Пелих Г.И. Селькупы XVII в. Очерки социальноэкономической истории. - Новосибирск: Наука, 1981. -175 с.
Савинов Д.Г. Новый тип памятников начала II тыс. н.э. в Барабинской лесостепи. // Бараба в тюркское время. - Новосибирск: Наука, 1988. - С. 91-115.
Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. -Новосибирск: Наука, 1991. - 156 с.
Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века. - Л.: На-ука,1971. - С. 211-238 (СМАЭ XXVII).
Соловьев А.И. Культовые места Усть-Изеса. Вопросы реконструкции // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. - Т. XXVI. -С. 611-619.
References
Masson V.M. Traditsii i innovatsii v protsesse kul’turogeneza (v svete dannykh arkheologii). In Preemstvennost’ i innovatsii v razvitii drevnikh kul’tur. Leningrad: Nauka, 1981, р. 39. (In Russ.).
Molodin V.I. Kul’tovye pamyatniki ugorskogo naseleniya lesotepnogo Ob’-Irtysh’ya (po dannym arkheologii). In Mirovozzreniefinno-ugorskikh narodov. Novosibirsk: Nauka, 1990. P. 128-140. (In Russ.).
Molodin V.I., Efremova N.S., Solovyev A.I. Pamyatnik Sopka-2 na reke Omi. Ritual’nye kompleksy epokhi srednevekov’ya. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2021. Vol. 6 (in print). (In Russ.).
Molodin V.I., Solovyev A.I. Kyshtovskaya kul’tura. In Istoriya Sibiri. Zheleznyi vek i srednevekov’e. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2019. Vol. 2. P. 382-384. (In Russ.).
Pelikh G.I. Sel’kupy XVII v. Ocherki sotsial’no-ekonomicheskoi istorii. Novosibirsk: Nauka, 1981, 175 p. (In Russ.).
Sagalaev A.M. Uralo-altaiskaya mifologiya. Simvol i arkhetip. Novosibirsk: Nauka, 1991, 156 p. (In Russ.).
Savinov D.G. Novyi tip pamyatnikov nachala II tys. n.e. v Barabinskoi lesostepi. In Baraba v tyurkskoe vremya. Novosibirsk: Nauka, 1988. P. 91-115. (In Russ.).
Sokolova Z.P. Perezhitki religioznykh verovanii u obskikh ugrov. In Religioznye predstavleniya I obryady narodov Sibiri vXIX- nachale XX veka. Leningrad: Nauka, 1971. P. 211-238 (SAME. Vol. XXVII). (In Russ.).
Solovyev A.I. Ritual Places of Ust-Izes: Reconstruction Issues. In Problems of Archaeology, Ethnography, Anthropology of Siberia and Neighboring Territories. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2020. Vol. 26. P. 611619. (In Russ.).