Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследований, проведенных в Кош-Агачском р-не Республики Алтай около с. Ортолык, а также на территории Японии в небольших горных деревнях. В ходе экспедиционных исследований был собран материал об использовании лошадей в домашнем хозяйстве на протяжении последнего столетия. Основное внимание уделено изучению вопроса сохранения древней традиции почитания духа лошади. В первой части статьи описаны обычаи алтайских народов. Зафиксирован обряд вывешивания шкур принесенных в жертву лошадей на деревья (тополя), которые растут в долине в русле высохшей горной речки. На основе полученной от местных жителей информации автор делает вывод о том, что вывешивание шкуры лошади на дерево приближало принесенную жертву к богам, которые обитали на небе; обряд жертвоприношения проводился для достижения общего благополучия рода. Во второй части статьи изложен собранный на территории ряда префектур Японии материал об использовании лошади в хозяйстве, о возможных местах захоронения лошадей. Немало места уделено почитанию буддийских божеств, напрямую отвечающих за благополучие животных. Прежде всего, речь идет о Бато-Каннон, божестве, охраняющем скот, молитвы которому обеспечивали второе рождение животных и умиротворение их духов. Период почитания Бато-Каннон продолжался со второй половины эпохи Эдо до эпохи Сева, но в настоящее время культ богини с лошадиной головой переживает упадок; во многих частях страны статуи и святилища Бато-Каннон заброшены. В статье также проанализированы обряды с лошадьми, проводимые в новогодние праздники в горных деревнях.
Ключевые слова
поклонение, культ, лошадь, Алтай, Япония, жертвоприношение
Сэкия А.
преф. Гумма, Маэбаси, Япония