Аннотация
В статье рассматривается нанайская легенда «О трех солнцах» в устном и письменном измерении культур народов Нижнего Приамурья. Изначально легенда существовала в нескольких вариациях, что показывает аспект жизни местного сообщества, интеграцию переселенцев в состав аборигенов. Каждая из групп привносила свои детали в сюжет общей легенды, за счет этого она достраивалась. В среде нанайцев бытовавшее отношение к мифическим персонажам как первопредкам, далеким родственникам скорее отражает духовно-нравственные ориентиры их традиционного общества, заключавшиеся в согласовании человеческих поступков и действий с законами Мифической Вселенной. Включение легенды в шаманскую ритуальную практику показывает, что в числе главных судей, отвечавших за соблюдение этих этических норм, выступал шаман. В начале XX в. на базе появления литературного нанайского языка легенда «О трех солнцах» получила текстуальное оформление. Создателем новой интерпретации стала национальная интеллигенция. Археологические открытия в долине Амура А.П. Окладникова позволили привязать легенду к историческому прошлому. Вместе с этим появилась упрощенная, широко тиражируемая версия, включенная в учебники краеведения и истории. В сознании нанайцев личная, семейная история стала сопоставляться с написанной информацией, в которой одним из отправных пунктов выступала легенда «О трех солнцах». Со второй половины 1980-х гг. в среде нанайцев возросший интерес к шаманскому наследию обусловил появление концептуальной формы легенды. Она стала рассматриваться как часть философской мысли и теософского учения. Вместе с этим произошло переосмысление памятных мест, выступавших в прошлом проекцией мифических событий. Они оказались встроены в современное символическое этнокультурное пространство нанайцев, в границах которого происходит формирование их идентичности.
Ключевые слова
нанайцы, легенда, сюжет, устные вариации, литературный язык, интеллигенция, археологические открытия, шаманизм
Список литературы
Гореликов А.И. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока в 1930-е годы: институциональные, экономические, социокультурные перемены. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. техн. ун-та, 2009. - 216 с.
Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сун-гарийские. - Владивосток: [б. и.], 1922. - 371 с.
Окладников А.П. Лики Древнего Амура. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 240 с.
Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. - Л.: Наука, 1971. - 336 с.
Самар Е.Д. Под сенью родового древа. Записки об этнокультуре и воззрениях гэринских нанайцев рода Самандё-Моха-Монгол / рода Самар. - Хабаровск: Кн. изд-во, 2003. - 211 с.
Смоляк А.В. Представления нанайцев о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в.). - Л.: Наука, 1976. - С. 129-160.
Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. - М.: Наука, 1991. - 280 с.
Шимкевич П.П. Материалы для изучения шаманства у гольдов // Записки Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества. - Хабаровск: Тип. канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1896. - Т. II, вып. 1. - 133 с.
Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. - Хабаровск: Дальгиз, 1933. - 740 с.
Laufer B. Petroglifs on the Amoor // American anthropologist. - 1899. - N 5. - P. 746-750.
Laufer B. Preliminary notes on explorations among the Amoor tribes // American anthropologist. - 1900. - N 2. -P. 297-338.
References
Gorelikov A.I. Korennye malochislennye narody Dal’nego Vostoka v 1930-e gody: institutsional’nye, ekonomicheskie, sotsiokul’turnye peremeny. Komsomolsk-on-Amur: State Technical Univ. Press, 2009, 216 p. (In Russ.).
Laufer B. Petroglifs on the Amoor. American anthropologist, 1899, No. 5, pp. 746-750.
Laufer B. Preliminary notes on explorations among the Amoor tribes. American anthropologist, 1900, No. 2, pp. 297-338.
Lopatin L.A. Goldy amurskie, ussuriiskie i sungariiskie. Vladivostok: [s.n.], 1922, 371 p. (In Russ.).
Okladnikov A.P. Liki drevnego Amura. Novosibirsk: Zapadno-Sibirskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1968, 240 p. (In Russ.).
Okladnikov A.P. Petroglify Nizhnego Amura. Leningrad: Nauka, 1971, 336 p. (In Russ.).
Samar E.D. Pod sen’iu rodovogo dreva. Zapiski ob etnokul’ture i vozzreniiakh gerinskikh nanaitsev roda Samande-Samar-Mongol. Khabarovsk: Khabarovskoe knizhnoe izd-vo, 2003, 211 p. (In Russ.).
Shimkevich P.P. Malerialy dIya izuchcniya shamanstva u goldov. In Zapiski Priamurskogo otdela Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshchestva. Khabarovsk: Tip. kantseliarii Priamurskogo general-gubernatora, 1896, vol. II, iss. 1, 133 p. (In Russ.).
Smoliak A.V. Predstavleniia nanaitsev o mire. In Priroda i chelovek v religioznykh predstavleniiakh narodov Sibiri i Severa (Vtoraia polovina XIX- nachalo XX veka). Leningrad: Nauka, 1976, pp. 129-160. (In Russ.).
Smoliak A.V. Shaman: lichnost’, funktsii, mirovozzrenie. Moscow: Nauka, 1991, 280 p. (In Russ.).
Sternberg I.Ya. Gilyaki, orochi, goldy, negidaltsy, ainy, Khabarovsk: Dalgiz, 1933, 740 p. (In Russ.).