Проблемы археологии, этнографии, антропологии
Сибири и сопредельных территорий

ISSN 2658-6193 (Online)

Проход по ссылкам навигации
  


* (звездочка) в конце строки поиска означает любое количество любых символов.

2020 Том XXVI

DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.785-788

УДК 398.2

Устное в написанном. Ренессанс нанайской легенды «О трех солнцах» в XX-XXI веках

Мальцева О.В.

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматривается нанайская легенда «О трех солнцах» в устном и письменном измерении культур народов Нижнего Приамурья. Изначально легенда существовала в нескольких вариациях, что показывает аспект жизни местного сообщества, интеграцию переселенцев в состав аборигенов. Каждая из групп привносила свои детали в сюжет общей легенды, за счет этого она достраивалась. В среде нанайцев бытовавшее отношение к мифическим персонажам как первопредкам, далеким родственникам скорее отражает духовно-нравственные ориентиры их традиционного общества, заключавшиеся в согласовании человеческих поступков и действий с законами Мифической Вселенной. Включение легенды в шаманскую ритуальную практику показывает, что в числе главных судей, отвечавших за соблюдение этих этических норм, выступал шаман. В начале XX в. на базе появления литературного нанайского языка легенда «О трех солнцах» получила текстуальное оформление. Создателем новой интерпретации стала национальная интеллигенция. Археологические открытия в долине Амура А.П. Окладникова позволили привязать легенду к историческому прошлому. Вместе с этим появилась упрощенная, широко тиражируемая версия, включенная в учебники краеведения и истории. В сознании нанайцев личная, семейная история стала сопоставляться с написанной информацией, в которой одним из отправных пунктов выступала легенда «О трех солнцах». Со второй половины 1980-х гг. в среде нанайцев возросший интерес к шаманскому наследию обусловил появление концептуальной формы легенды. Она стала рассматриваться как часть философской мысли и теософского учения. Вместе с этим произошло переосмысление памятных мест, выступавших в прошлом проекцией мифических событий. Они оказались встроены в современное символическое этнокультурное пространство нанайцев, в границах которого происходит формирование их идентичности.

Ключевые слова

нанайцы, легенда, сюжет, устные вариации, литературный язык, интеллигенция, археологические открытия, шаманизм

Главный редактор
академик А.П. Деревянко

Заместитель главного редактора
академик В.И. Молодин

Учредитель и Издатель
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН)
Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Ежегодник зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 73880 от 05.10.2018

ISSN 2227-6548 (Print)

Редакция
адрес: Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
телефон: 8 (383) 330-22-80
E-mail: sbornik.iaet@gmail.com