Аннотация
Структура и символика народных верований во многом обусловлены языческими представлениями о смерти как переходе в иной мир и посмертном существовании в иных воплощениях. Важнейшими элементами традиционного (мифологического) мировосприятия являются вера в возможность взаимодействия живых и мертвых, способность умерших влиять на жизнь и здоровье людей, погоду, хозяйственное благополучие. Такое воздействие могло быть как позитивным, так и негативным, оно зависело от статуса мертвеца, который определялся характером смерти. Представления о «правильной» и «нечистой», «не-своей» смерти лежат в основе мифологизации умерших, с которыми связано происхождение большинства демонических образов в славянской традиции. Полевые исследования выявили большую жизнеспособность мифологических воззрений у потомков переселенцев из Полесья (прибывших в начале XX в. из Киевской, Черниговской, Могилевской губ.), компактно проживающих в ряде сел Новосибирской обл. У них хорошо сохранились представления о «чистой» и «нечистой» смерти, существовала классификация «нечистой» смерти по степени негативного статуса - в зависимости от причин, а в некоторых случаях - времени и места кончины. Умершие прежде срока своей естественной смерти становились «нечистыми» покойниками. Наиболее опасными, «ходячими» мертвецами считались покойные колдуны, ведьмы и самоубийцы, а также скончавшиеся от алкоголизма и утонувшие в результате несчастного случая. «Навещать» своих близкихмогли умершие, по которым долго горевали: неуспокоенная душа могла утянуть тоскующего человека натот свет. В некоторых местах на протяжении XX в. практиковали обряд «успокоения» заложных покойников, вбивая в могилу осиновый кол. В статье опубликованы полевые записи - яркие эмоциональные истории информантов, претендующие на достоверность.
Ключевые слова
мифология, «заложные покойники», «нечистая» смерть, ведьмы, сибирские украинцы, сибирские белорусы
Голубкова О.В.
https://orcid.org/0000-0002-9936-8555
Институт археологии и этнографии СО РАН
Список литературы
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М.: София, 2003. - 240 с.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. - М.: Индрик, 1995. - 432 с.
Морозов И. А., Ткачук Л.А. «Правила смерти»: концепты «неправильный мертвец» и «неправильное погребение» в инструментарии социальных и политических технологий // Этнографическое обозрение. - 2019. -№ 1. - С. 11-26.
Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX века.- М.: Языки славянских культур, 2010. - Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами / сост. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. -648 с. - (Studia philologica).
Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX века. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. - Т. II: Демонологизация умерших людей / сост. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. - 800 с. - (Studia philologica).
Седакова O.A. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. - М.: Индрик, 2004. - 320 с.
References
Morozov I.A., Tkachuk L.A. “The Rules of Death”: Concepts of “Improper Dead Man” and “Improper Burial” in the Toolkit of Social and Political Technologies. Etnograficheskoe obozrenie, 2019, No. 1, pp. 11-26. (In Russ.). DOI: 10.31857/S086954150004177-4
Sedakova O.A. Poetika obryada. Pogrebal’naya obryadnost’ vostochnykh i yuzhnykh slavyan. Moscow: Indrik, 2004. 320 p. (In Russ.).
Veletskaya N.N. Yazycheskaya simvolika slavyanskikh arkhaicheskikh ritualov. Moscow: Sofiya, 2003. 240 p. (In Russ.).
Vinogradova L.N., Levkievskaya E.E. (eds.). Narodnaya demonologiia Poles’ia. Publikatsii tekstov v zapisiakh 80-90-kh gg. XX veka. Moscow: Yazyki slavianskikh kul’tur, 2010. Vol. 1: Liudi so sverkh”estestvennymi svoistvami. 648 p. (In Russ.).
Vinogradova L.N., Levkievskaya E.E. (eds.). Narodnaia demonologiia Poles’ia. Publikatsii tekstov v zapisiakh 80-90-kh gg. XX veka. Moscow: Rukopisnye pamyatniki Drevnei Rusi, 2012. Vol. II: Demonologizatsiya umershikh lyudei. 800 p. (In Russ.).
Zelenin D.K. Ocherki russkoi mifologii: Umershie neestestvennoi smert’yu i rusalki. Moscow: Indrik, 1995. 432 p. (In Russ.).