Проблемы археологии, этнографии, антропологии
Сибири и сопредельных территорий

ISSN 2658-6193 (Online)

Проход по ссылкам навигации
  


* (звездочка) в конце строки поиска означает любое количество любых символов.

2020 Том XXVI

DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.742-747

УДК 398.42 + 393.05.9

Представления о «нечистой» смерти в локальной традиции украинских и белорусских переселенцев на юге Западной Сибири

Голубкова О.В.

Полный текст PDF

Аннотация

Структура и символика народных верований во многом обусловлены языческими представлениями о смерти как переходе в иной мир и посмертном существовании в иных воплощениях. Важнейшими элементами традиционного (мифологического) мировосприятия являются вера в возможность взаимодействия живых и мертвых, способность умерших влиять на жизнь и здоровье людей, погоду, хозяйственное благополучие. Такое воздействие могло быть как позитивным, так и негативным, оно зависело от статуса мертвеца, который определялся характером смерти. Представления о «правильной» и «нечистой», «не-своей» смерти лежат в основе мифологизации умерших, с которыми связано происхождение большинства демонических образов в славянской традиции. Полевые исследования выявили большую жизнеспособность мифологических воззрений у потомков переселенцев из Полесья (прибывших в начале XX в. из Киевской, Черниговской, Могилевской губ.), компактно проживающих в ряде сел Новосибирской обл. У них хорошо сохранились представления о «чистой» и «нечистой» смерти, существовала классификация «нечистой» смерти по степени негативного статуса - в зависимости от причин, а в некоторых случаях - времени и места кончины. Умершие прежде срока своей естественной смерти становились «нечистыми» покойниками. Наиболее опасными, «ходячими» мертвецами считались покойные колдуны, ведьмы и самоубийцы, а также скончавшиеся от алкоголизма и утонувшие в результате несчастного случая. «Навещать» своих близкихмогли умершие, по которым долго горевали: неуспокоенная душа могла утянуть тоскующего человека натот свет. В некоторых местах на протяжении XX в. практиковали обряд «успокоения» заложных покойников, вбивая в могилу осиновый кол. В статье опубликованы полевые записи - яркие эмоциональные истории информантов, претендующие на достоверность.

Ключевые слова

мифология, «заложные покойники», «нечистая» смерть, ведьмы, сибирские украинцы, сибирские белорусы

Главный редактор
академик А.П. Деревянко

Заместитель главного редактора
академик В.И. Молодин

Учредитель и Издатель
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН)
Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Ежегодник зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 73880 от 05.10.2018

ISSN 2227-6548 (Print)

Редакция
адрес: Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
телефон: 8 (383) 330-22-80
E-mail: sbornik.iaet@gmail.com