Проблемы археологии, этнографии, антропологии
Сибири и сопредельных территорий

ISSN 2658-6193 (Online)

Проход по ссылкам навигации
  


* (звездочка) в конце строки поиска означает любое количество любых символов.

2020 Том XXVI

DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.715-722

УДК 726.82+297+393.05

Мазары на мусульманских кладбищах Омского Прииртышья (по материалам 2020 года)

Ахметова Ш.К., Толпеко И.В.

Полный текст PDF

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования мусульманских кладбищ Бибатыр и Хаир-Ихсан Омской обл. в 2020 г. Целью работы стало изучение мазаров как новой традиции в погребальном обряде казахов Омского Прииртышья. Возведение монументальных мемориальных сооружений (мазаров) изначально не характерно для казахского населения рассматриваемого региона. В досоветское и советское время их появление на кладбищах носило эпизодический характер. Однако на этих этапах хорошо прослеживается связь строительства мазаров с традиционным казахским мировоззрением, возрастом, богатством, статусом и совершением хаджа погребенным. Выяснено, что активизация этой традиции происходит с 1990-х гг. XX в. Это было связано с улучшением благосостояния некоторых слоев населения и влиянием Казахстана. Возрастание количества монументальных сооружений на мусульманских кладбищах произошло в XXI в. Современные мазары в целом традиционны по архитектуре (большие размеры, купола). Однако им присущ и ряд новых черт. На данный момент строительство мазара во многом остается зависимым от благосостояния родственников, однако ведущими факторами также становятся его значимость для семьи, их степень скорби и уважения к умершему человеку. В связи с этим в Омском Прииртышье появляются мазары над захоронениями молодых людей и женщин. Купола чаще всего выполняются из металла и не имеют непосредственной связи со стенами. Появляются окна, на стены или рядом с ними устанавливаются плиты с информацией об умерших, их изображения. Рядом с мазаром оформляется площадка со скамейкой, высаживаются цветы и деревья. В совокупности размеры по периметру, высота стен и наличие купола придают постройке монументальность, выделяя ее среди обычных оградок на кладбище. Считаем, что современные мазары на кладбищах Омского Прииртышья являются инновацией, заимствованной из Казахстана и противоречащей традиционному казахскому мировоззрению.

Ключевые слова

мусульманская традиция, казахи, кладбище, монументальное мемориальное сооружение, мазар, купол, Омское Прииртышье

Главный редактор
академик А.П. Деревянко

Заместитель главного редактора
академик В.И. Молодин

Учредитель и Издатель
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН)
Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Ежегодник зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 73880 от 05.10.2018

ISSN 2227-6548 (Print)

Редакция
адрес: Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
телефон: 8 (383) 330-22-80
E-mail: sbornik.iaet@gmail.com