Проблемы археологии, этнографии, антропологии
Сибири и сопредельных территорий

ISSN 2658-6193 (Online)

Проход по ссылкам навигации
  


* (звездочка) в конце строки поиска означает любое количество любых символов.

2020 Том XXVI

DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.421-427

УДК 299.4

К вопросу о вариативности обрядов жертвоприношения в эпоху поздней бронзы

Ефремова Н.С., Молодин В.И., Кравцова А.С., Кудинова М.А., Дураков И.А.

Полный текст PDF

Аннотация

Статья посвящена всестороннему анализу ритуальной деятельности носителей восточного варианта пахо-мовской культуры, связанной с обрядами жертвоприношения. Наиболее распространенным способом принесения жертв, согласно материалам ритуальных комплексов памятника Тартас-1, являлось помещение приношений в ямы различного размера и глубины. Вероятно, основой обряда жертвоприношения являлся принцип pars pro toto, проявлявшийся в отсутствии в полученной коллекции артефактов целых форм керамических сосудов (здесь имеют место лишь многочисленные, но разнотипные фрагменты керамики) и мясной пищи, дошедшей до нас в виде костей животных. Части скелетов последних в большинстве своем представлены костями черепа и конечностей, что также может свидетельствовать об их принадлежности именно обрядовой деятельности. Несомненной особенностью является помещение в жертвенники-ямы останков человека. В научный оборот вводится еще один вариант жертвоприношения, зафиксированный в истекшем полевом сезоне: помещение жертвенных приношений в объемную глубокую яму, функционировавшую продолжительное время. Всего на настоящий момент насчитывается три варианта ям-жертвенников, относящихся к исследуемому святилищу. Наличие на территории ритуальных комплексов различных типов жертвенных ям при сохранении в целом устойчивых элементов ритуала (фрагменты керамических сосудов, остатки мясной жертвенной пищи; артефакты, связанные с промысловой и производственной деятельностью; останки человека, необычные камни и т.д.) может свидетельствовать о существовании (сосуществовании) здесь нескольких вариантов обрядов жертвоприношений. Данный феномен может быть объяснен как полифункциональностью святилища (принесение жертвы различным божествам, требующее отличных друг от друга вариантов обрядовой деятельности), так и проявлением процессов постепенной трансформации иррациональных взглядов носителей пахомовской культуры, обусловленной чужеродными (пришлыми) и автохтонными традициями.

Ключевые слова

культовый комплекс, жертвоприношение, остеологические остатки, керамика, обряд, идеологические представления

Главный редактор
академик А.П. Деревянко

Заместитель главного редактора
академик В.И. Молодин

Учредитель и Издатель
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН)
Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Ежегодник зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 73880 от 05.10.2018

ISSN 2227-6548 (Print)

Редакция
адрес: Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
телефон: 8 (383) 330-22-80
E-mail: sbornik.iaet@gmail.com