Проблемы археологии, этнографии, антропологии
Сибири и сопредельных территорий

ISSN 2658-6193 (Online)

Проход по ссылкам навигации
  


* (звездочка) в конце строки поиска означает любое количество любых символов.

2019 Том XXV

DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.682-686

УДК 397+398

Кол тайыг - жертвоприношение духу-хозяину озера у северных хакасов - кызыльцев (конец XIX - середина XX века)

Бурнаков В.А., Бурнаков А.А.

Полный текст PDF

Аннотация

Феномен жертвоприношений духам-хозяевам природных объектов и стихий, в частности водному духу - кол ээзг, актуален в плане изучения традиционного мировоззрения хакасов. В исследовании на примере этнической группы хакасов - кызыльцев, проживающей в северной части Хакасии, охарактеризован мифо-ритуальный комплекс, связанный с почитанием духа-хозяина озера - кол тайыг. Основной источниковой базой для исследования стали как опубликованные, так неопубликованные этнографические материалы. В научный оборот вводятся архивные этнографические сведения, касающиеся обозначенной темы, собранные в 1950-1970-х гг. Ю.А. Шибаевой и М.С. Усмановой, а также другими исследователями из Томского государственного университета. В мировоззрении хакасов, в т.ч. и кызыльцев, водная стихия и ее конкретное религиозно-мифологическое воплощение - водный хозяин -занимали одно из ключевых мест. Это было обусловлено самим природным ландшафтом той территории, на которой они проживают. На ней имеются разнообразные водные объекты - ручьи, реки, озера и пр. Воззрения о воде тесно связаны с повседневным бытом и хозяйственной деятельностью народа. В мировидении народа связь между человеком и природой выходит за рамки лишь рационального взаимодействия. Согласно традиционным воззрениям, люди были убеждены в мистическом влиянии водных источников на жизнь и благополучие. Одним из способов поддержания устойчивых гармоничных взаимоотношений между ними выступал обряд жертвоприношения. Оно проводилось на регулярной основе и имело коллективный характер со строго заданной структурой, включающей в себя руководителя и иных непосредственных участников, а также саму жертву, и совершалось при строгой последовательности ритуальных действий. Обрядность ограничивалась конкретными временными и пространственными параметрами.

Ключевые слова

традиционное мировоззрение хакасов, кызыльцы, обряд, жертвоприношение, вода, кол тайыг, шаман, образ, символ

Ответственные редакторы

академик А.П. Деревянко
академик В.И. Молодин

Учредитель и Издатель
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН)
Пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Ежегодник зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 73880 от 05.10.2018

ISSN 2227-6548 (Print)

E-mail: sbornik.iaet@gmail.com