Аннотация
Феномен жертвоприношений духам-хозяевам природных объектов и стихий, в частности водному духу - кол ээзг, актуален в плане изучения традиционного мировоззрения хакасов. В исследовании на примере этнической группы хакасов - кызыльцев, проживающей в северной части Хакасии, охарактеризован мифо-ритуальный комплекс, связанный с почитанием духа-хозяина озера - кол тайыг. Основной источниковой базой для исследования стали как опубликованные, так неопубликованные этнографические материалы. В научный оборот вводятся архивные этнографические сведения, касающиеся обозначенной темы, собранные в 1950-1970-х гг. Ю.А. Шибаевой и М.С. Усмановой, а также другими исследователями из Томского государственного университета. В мировоззрении хакасов, в т.ч. и кызыльцев, водная стихия и ее конкретное религиозно-мифологическое воплощение - водный хозяин -занимали одно из ключевых мест. Это было обусловлено самим природным ландшафтом той территории, на которой они проживают. На ней имеются разнообразные водные объекты - ручьи, реки, озера и пр. Воззрения о воде тесно связаны с повседневным бытом и хозяйственной деятельностью народа. В мировидении народа связь между человеком и природой выходит за рамки лишь рационального взаимодействия. Согласно традиционным воззрениям, люди были убеждены в мистическом влиянии водных источников на жизнь и благополучие. Одним из способов поддержания устойчивых гармоничных взаимоотношений между ними выступал обряд жертвоприношения. Оно проводилось на регулярной основе и имело коллективный характер со строго заданной структурой, включающей в себя руководителя и иных непосредственных участников, а также саму жертву, и совершалось при строгой последовательности ритуальных действий. Обрядность ограничивалась конкретными временными и пространственными параметрами.
Ключевые слова
традиционное мировоззрение хакасов, кызыльцы, обряд, жертвоприношение, вода, кол тайыг, шаман, образ, символ
Бурнаков В.А.
https://orcid.org/0000-0001-9636-3081
Институт археологии и этнографии СО РАН
Бурнаков А.А.
https://orcid.org/0000-0001-6874-0804
Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории
Список литературы
Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. -Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2003. - 260 с.
История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. -М.: Наука; Вост. лит., 1993. - 525 с.
Костров Н.А. Кизильские татары. - Казань: [Тип. Губ-го правл-я], 1853. - 38 с.
Мессершмидт Д.Г. Дневники. Томск-Абакан-Красноярск. 1721-1722. - Абакан: Кооператив «Журналист», 2012. - 160 с.
Пестов И.С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г. - М.: Тип. ун-та, 1833. - 297 с.
Усманова М.С. Жертвоприношение земле и воде у северных хакасов // Из истории Сибири. - Томск, 1976. - Вып. 19. - С. 240-243.
Шибаева Ю.А. Отчет об этнографическом обследовании кызыльцев Ширинского и Саралинского районов в июле 1951 года // Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 353. 200 л.
References
Butanaev V.Ya. Burkhanizm tyurkov Sayano-Altaya. Abakan: Khakass State Univ. Press, 2003, 260 p. (in Russ.).
Istoriya Khakasii s drevneishikh vremen do 1917 g. Moscow: Nauka; vostochnaya literatura, 1993, 525 p. (in Russ.).
Kostrov N.A. Kizil’skie tatary. Kazan, [Tipografiya gubernskogo pravleniya], 1853, 38 p. (in Russ.).
Messershmidt D.G. Dnevniki. Tomsk-Abakan-Krasnoyarsk. 1721-1722. Abakan: ^operat^ “Zhurnalist”, 2012, 160 p. (in Russ.).
Pestov I.S. Zapiski ob Eniseiskoi gubernii Vostochnoi Sibiri 1831 goda. Moscow: Univ. Press, 1833, 335 p. (in Russ.).
Shibaeva Yu.A. Otchet ob obsledovanii kyzyl’tsev Shirinskogo i Saralinskogo raionov v iyule 1951 g. Rukopisnyi fond Khakasskogo nauchno-issledovatel’skogo instituta yazyka, litaratury i istorii. Fond I-3. Opis’ 1. Delo 353. 200 p.
Usmanova M.S. Zhertvoprinoshenie zemle i vode u severnykh khakasov. Iz istorii Sibiri. Tomsk, 1976, iss. 19, pp. 240-243 (in Russ.).