Аннотация
Погребальный обряд остается одной из наиболее традиционных сторон жизни казахского населения юга Западной Сибири. Ведущую роль в его оформлении сыграл ислам. Однако важно учитывать и другие факторы. На действия, производимые непосредственно на кладбище во время и после похорон, существенное влияние оказали природно-географические условия: состояние грунта, флора, фауна. Во многом именно под их воздействием формировались локальные различия в погребальном обряде казахского населения различных территорий. На юге Западной Сибири они зафиксированы для конструкции могилы, оформления могильного холмика, строительства ограды. Обустройство могилы зависело от состава грунта. У мусульман в могильной яме принято делать боковую нишу - лахат. Для ее закрытия традиционно использовались местные материалы - дерн, дерево, саман, камыш, солома, сено. В некоторых местах лахат нельзя сооружать из-за сыпучего грунта. В этом случае покойного укладывают на дно могилы, и над ним из кирпичей возводят камеру с перекрытием. Покрытие могильного холмика несколькими слоями дерна (а на современном этапе - старой одеждой умершего) в степи и лесостепи необходимо для защиты погребения от хищников. Ограды вокруг могил первоначально делали из дерновых кирпичей, дерева, самана. Это были самые доступные местные строительные материалы, и они отвечали традициям ислама - не обрабатывались огнем. На первых этапах формирования погребального обряда у казахов юга Западной Сибири влияние природно-географических факторов было весьма значительным. На сегодняшний день многие стороны погребального обряда по-прежнему зависят от природно-географических условий. Лишь в сфере строительства оград на юге Западной Сибири это влияние практически отсутствует: на смену традиционным пришли промышленно изготовленные материалы.
Ключевые слова
казахи, юг Западной Сибири, погребальные сооружения, могила, ислам, природно-географические условия
Ахметова Ш.К.
https://orcid.org/0000-0002-8925-0772
Институт археологии и этнографии СО РАН
Толпеко И.В.
https://orcid.org/0000-0002-3085-2330
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Список литературы
Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. К вопросу о периодизации казахских кладбищ Среднего Прииртышья // Социосфера. - 2017. - № 4. - С. 18-23.
Гаджиева С.Ш. Очерки семьи и брака у ногайцев: XIX - начало XX в. - М.: Наука, 1979. - 167 с.
Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. - М.: Наука, 1985. - 358 с.
Иващенко С.Н. Курганный могильник Омск-Каржас-1 и специфика его изучения // Казахи России: История и современность: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (20-23 мая 2009 г., Омск). - Омск, 2010. -Т. 2. - С. 122-127.
Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (этническая история, быт и духовная культура). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. - 215 с.
References
Akhmetova Sh.Q., Tolpeko I.V. On the periodization question of the kazakh cemeteries of the region of Middle Priirtyshya. Sociosphere, 2017, No. 4, pp. 18-23 (in Russ.). DOI: 10.24044/sph.2017.4.2
Gadzhieva S.Sh. Ocherki sem’ i i braka u nogaitsev XIX -nachale XX v. Moscow: Nauka, 1979, 167 p. (in Russ.).
Gadzhieva S.Sh. Sem’ya i brak u narodov Dagestana v XIX - nachale XX v. Moscow: Nauka, 1985, 358 p. (in Russ.).
Ivashchenko S.N. Kurgannyi mogil’nik Omsk-Karzhas-1 i spetsifika ego izucheniya. In Kazakhi Rossii: istoriya i sovremennost’: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (20-23 maya 2009 g., Omsk). Omsk, 2010, vol. 2, pp. 122-127 (in Russ.).
Tomilov N.A. Ocherki etnografii tyurkskogo naseleniya Tomskogo Priob’ya (etnicheskaya istoriya, byt i dukhovnaya kul’tura). Tomsk: State Univ. Press, 1983, 215 p. (in Russ.).