Аннотация
В статье представлен отчет о научной командировке коллектива ее авторов в пров. Ганьсу (КНР) в июле 2019 г. В ходе поездки новосибирским археологам удалось провести консультации с китайскими специалистами по петроглифам из Северо-Западного педагогического университета, принять участие в научном семинаре «Археологическое изучение древних и средневековых петроглифов», ознакомиться с музейными коллекциями г. Ланьчжоу (Музей Северо-Западного университета, Исторический музей пров. Ганьсу), а также посетить памятник наскального искусства Уцзячуань (уезд Цзинъюань, пров. Ганьсу). Памятник обнаружен в 1976 г., а впервые опубликован в 1983 г. Размер памятника невелик: две плоскости с рисунками и одиночное зооморфное изображение на отколотом фрагменте скалы. На восточной плоскости присутствуют изображения оленей и козлов, а также современные иероглифические надписи. На западной плоскости помимо оленей и козлов выбиты по меньшей мере восемь всадников и несколько антропоморфных фигур, в т.ч. не менее шести всадников и один стоящий (или сидящий) персонаж показаны в специфических головных уборах, напоминающих корону с тремя зубцами. По мнению авторов, памятник датируется в диапазоне от рубежа эр до развитого Средневековья включительно. В статье приводятся аналогии «трехрогим» персонажам Уцзячуань как из погребальных комплексов тюркского времени (могильник Кудыргэ), так и среди наскальных выбивок и граффити в Чу-Илийском междуречье, на севере Хакасии и на востоке Горного Алтая. Обсуждается возможность интерпретации одной из фигур как изображения солярного божества или шамана.
Ключевые слова
Северо-Западный Китай, пров. Ганьсу, археология, петроглифы, памятник Уцзячуань
Список литературы
Азбелев П.П. Кудыргинский сюжет. - СПб.: ЛЕМА, 2010. - 60 с.
Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. - М.; Л.: Наука, 1965. -144 с.
Константинов Н.А., Урбушев А.У. Раннесредневековые гравировки Дялбака // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии: сб. науч. ст. / отв. ред. А. А. Тишкин. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2018. - Вып. 2. - С. 270-272.
Кызласов И.Л. Изображение Тенгри и Умай на Сулекской писанице // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 4. - С. 39-53.
Лю Кэ. Цун Уцзячуань яньхуа юй цзягувэнь дэ бицзяо кань шу-хуа тунъюань (Общие истоки каллиграфии и живописи, видные из сравнения петроглифов Уцзячуань и надписей на гадательных костях (цзя-гувэнь)) // Вестн. пед. колледжа Аба. - 2010. - Т. 27, вып. 3. - С. 104-105, 114 (на кит. яз.).
Рогожинский А.Е. Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики и монументального искусства на юге и востоке Казахстана // Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. - Алматы: Print-S, 2010. - С. 329-344.
Розвадовский А. Наскальное искусство и шаманизм: феноменология, контекст и этика // Теория и практика археологических исследований. - 2014. - № 2 (10). - С. 57-71. - DOI: 10.14258/tpai(2014)2(10).-04
Худяков Ю.С. Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего средневековья // Древности Сибири и Центральной Азии: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Соёнова. - Горно-Алтайск: Горно-Алт. гос. ун-т, 2010. - № 3 (15). - С. 93-103.
Чжан Баоси. Ганьсу шэн Цзинъюань сянь Уцзячуань фасянь яньхуа (Петроглифы, обнаруженные в Уцзя-чунаь, уезда Цзинъюань пров. Ганьсу) // Вэньу. - 1983. -№ 2. - С. 46-47 (на кит. яз.).
Dematte P. Beyond shamanism: Landscape and selfexpression in the petroglyphs of Inner Mongolia and Ningxia (China) // Cambridge Archaeological Journal. - 2004. -No. 14 (1). - P. 5-23.
Devlet E. Rock art and the material culture of Siberian and Central Asian shamanism // The archaeology of shamanism. - L., N. Y.: Routledge, 2001. - P. 43-55.
Francfort H.-P. Art, archaeology and the prehistories of shamanism in Inner Asia // The concept of shamanism: uses and abuses. - Budapest: Akademia; Kiado, 2001. -P. 243-276.
Hoppal M. On the origins of shamanism and the Siberian rock art // Studies on shamanism. - Budapest: Akademiai Kiado, 1992. - P. 132-149.
Konstantinov N., Soenov V., Cheremisin D. Battle and hunting scenes in Turkic rock art of the early Middle Ages in Altai // Rock Art Research. - 2016. - Vol. 33, No. 1. -P. 8-18.
Kubarev V.D. Traces of shamanic motives in the petroglyphs and burial paintings of the Gorno-Altai // Spirits and stones: shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. - Poznan: Instytut Wschodni UAM, 2002. -P. 99-119.
Rozwadowski A. Sun gods or shamans? Interpreting the ‘solar-headed’ petroglyphs of Central Asia // The archaeology of shamanism. - L., N. Y.: Routledge, 2001. -P. 65-86.
Rozwadowski A. The antiquity and dynamics of Central Asian shamanism and rock art // The Turks. - Istanbul: Yeni Turkiye Research and Publication Center, 2002. - Vol. 1. -P. 967-980.
References
Azbelev P.P. Kudyrginsky syuzhet. St. Petersburg: LEMA Publ., 2010, 60 p. (in Russ.).
Dematte P. Beyond shamanism: Landscape and selfexpression in the petroglyphs of Inner Mongolia and Ningxia (China). In Cambridge Archaeological Journal, 2004, No. 14 (1), pp. 5-23.
Devlet E. Rock art and the material culture of Siberian and Central Asian shamanism. In The archaeology of shamanism. London, New York: Routledge, 2001, pp. 43-55.
Francfort H.-P. Art, archaeology and the prehistories of shamanism in Inner Asia. In The concept of shamanism: uses and abuses. Budapest: Akademiai Kiado, 2001, pp. 243-276.
Gavrilova A.A. Mogilnik Kudyrge kak istochnik po istorii altaiskikh plemen. Moscow; Leningrad: Nauka, 1965, 144 p. (in Russ.).
Hoppal M. On the origins of shamanism and the Siberian rock art. In Studies on shamanism. Budapest: Akademiai Kiado, 1992, pp. 132-149.
Khudyakov Yu.S. Ob izobrazhenii bozhestv drevne-turkskogo panteona na pamyatnikakh iskusstva nomadov Yuzhnoi Sibiri I Tsentralnoi Azii epokhi rannego sredne-vekov’ya. In Drevnosti Sibiri I Tsentralnoi Azii, coll. of papers / ed. V.I. Soenov. Gorno-Altaisk: Gorno-Altaisk State Univ. Press, 2010, No. 3 (15), pp. 93-103 (in Russ.).
Konstantinov N., Soenov V., Cheremisin D. Battle and hunting scenes in Turkic rock art of the early Middle Ages in Altai. In Rock Art Research, 2016, vol. 33, No. 1, pp. 8-18.
Konstantinov N.A., Urbushev A.U. Early medieval engravings of Dyalbak. In Sovremennye resheniya aktualnykh problem evraziiskoi arheologii, coll. of papers / ed. A.A. Tishkin. Barnaul: Altai State Univ. Press, 2018, iss. 2, pp. 270-272 (in Russ.).
Kubarev V.D. Traces of shamanic motives in the petroglyphs and burial paintings of the Gorno-Altai. In Spirits and Stones: shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. Poznan: Instytut Wschodni UAM, 2002, pp. 99-119.
Kyzlasov I.L. Tengry and Umay Imprint on Sulek Rock Paintings. In Etnograficheskoe obozrenie, 1998, No. 4, pp. 39-53 (in Russ.).
Liu Ke. Cong Wujiachuan yanhua yu jiaguwende bijiao kan shu-hua tongyuan [The homology of calligraphy and painting as seen from the comparison of Wujiachuan petroglyphs and jiaguwen]. In Journal of Aba Teachers College, 2010, vol. 27, No. 3, pp. 104-105, 114 (in Chin.).
Rogozhinsky A.E. Novye nakhodki pamyatnikov drevnetyurkskoi epigrafiki i monumentalnogo iskusstva na yuge i vostoke Kazakhstana. In Rol nomadov v formirovanii kulturnogo naslediya Kazakhstana. Almaty: Print-S, 2010, pp. 329-344 (in Russ.).
Rozwadowski A. Sun gods or shamans? Interpreting the ‘solar-headed’ petroglyphs of Central Asia. In The archaeology of shamanism. London, New York: Routledge, 2001, pp. 65-86.
Rozwadowski A. The antiquity and dynamics of Central Asian shamanism and rock art. In The Turks. Istanbul: Yeni Turkiye Research and Publication Center, 2002, vol. 1, pp. 967-980.
Rozwadowski A. Rock art and shamanism: phenomenology, context and ethics. In Theory and practice of archaeological research, 2014, No. 2 (10), pp. 57-71 (in Russ.). DOI: 10.14258/tpai(2014)2(10).-04
Zhang Baoxi. Gansu sheng Jingyuan xian Wujiachuan faxian yanhua [Petroglyphs discovered in Wujiachuan, Jingyuan County, Gansu province]. In Wenwu (Cultural Relics), 1983, No. 2, pp. 46-47 (in Chin.).