Аннотация
Среди петроглифов Алтая выделяется большой пласт изображений, выполненных в технике гравировки. В долине р. Чаган они распространены начиная с эпохи бронзы и раннего железного века, характерны для раннего Средневековья и нового времени. Особую ценность представляют высокохудожественные древнетюркские гравюры, в деталях изображающие реалии эпохи. Особенности сканирования гравюр обусловлены малой глубиной и шириной линий, в результате чего традиционные способы копирования, а также методы 3D-моделирования, такие как фотограмметрия и фотостекинг, малоэффективны для получения цельной композиции. В 2017 г. для документирования древних гравюр был применен сканер на основе структурированного подсвета. Было проведено визуальное сравнение результатов 3D-сканирования и фотографирования в высоком разрешении петроглифов, выполненных в различных техниках.
Ключевые слова
3D-сканирование, 3D-моделирование, петроглифы, структурированный подсвет, гравировки
Черемисин Д.В.
https://orcid.org/0000-0002-1184-4044
Институт археологии и этнографии СО РАН
Новосибирский государственный университет
Казаков В.В.
Новосибирский государственный университет
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Ковалев В.С.
Новосибирский государственный университет
Жумадилов К.Б.
Новосибирский государственный университет
Список литературы
Казаков В.В., Ковалев В.С., Жумадилов К.Б. Трехмерное сканирование музейных экспонатов по технологии структурированного подсвета // Universum Humani-tarium. - 2016. - № 2 (3). - С. 58-64.
Миклашевич Е.А. Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. - М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - С. 157-202.
Окладникова Е.А. Граффити Кара-Оюка, Восточный Алтай // Материальная и духовная культура народов Сибири. - Л.: Наука, 1988. - С. 140-158. - (сб. МАЭ, т. XLII).
Панкова С.В. Ошкольская писаница в Хакасии // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. - М; Кемерово: Куз -бассвузиздат, 2012. - С. 76-96.
Черемисин Д.В. Наскальная композиция с изображением колесницы и «танцоров» из Чаганки (Кара-Оюка), Алтай // Археология, этнография, антропология Евразии. - 2003. - № 4. - C. 57-63.
Черемисин Д.В. О копировании граффити горного Алтая // Наскальное искусство в современном обществе: мат-лы междунар. науч. конф. 22-26 августа 2011 г. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - Т. 2. - С. 175-178.
Черемисин Д.В., Казаков В.В., Ковалев В. С., Жарикова М.В. Опыт трехмерного сканирования наскальных рисунков с помощью технологии структурированного подсвета // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. - Т. XXI. -С. 446-450.
Plisson H., Zotkina L.V. From 2D to 3D at macro and microscopic scale in rock art studies // Digital Application in Archaeology and Cultural Heritage. - 2015. - Vol. 2, iss. 2/3. - P. 102-119.
References
Cheremisin D.V. Naskal’naya kompozitsiya s izo-brazheniem kolesnitsy i ”tantsorov” iz Chaganki (Kara-Oyuka), Altai. Archaeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2003, No. 4, pp. 57-63 (in Russ.).
Cheremisin D.V. O kopirovanii graffiti gornogo Altaya. In Naskal’noe iskusstvo v sovremennom obshchestve: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii 2226 avgusta 2011 g. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2011, vol. 2, pp. 175-178 (in Russ.).
Cheremisin D.V., Kazakov V.V., Kovalev V.S., Zhari-kova M.V. Opyt trekhmernogo skanirovaniya naskal’nykh risunkov s pomoshch’yu tekhnologii strukturirovannogo podsveta. In Problems of Archeology, ehnography, Anthropology of Siberia and Neighboring Territories. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ., 2015, vol. XXI, pp. 446-450 (in Russ.).
Kazakov V.V., Kovalev V.S., Zhumadilov K.B. Trekhmernoe skanirovanie muzeinykh eksponatov po tekhnologii strukturirovannogo podsveta. Universum Humanitarium, 2016, No. 2 (3), pp. 58-64 (in Russ.).
Miklashevich E.A. Tekhnika gravirovki v naskal’nom iskusstve skifskogo vremeni. In Izobrazitel’nye i tekhnologicheskie traditsii v iskusstve Severnoi i Tsentralnoi Azii. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2012, pp. 157-202 (in Russ.).
Okladnikova E.A. Graffiti Kara-Oyuka, East Altai. In Material’naya i dukhovnaya kul ’tura narodov Siberia. Leningrad: Nauka, 1988, pp. 140-158 (Sbornik Muzeya Antropologii i Etngrafii, vol. XLII) (in Russ.).
Pankova S.V. Oshkol’skaya pisanitsa v Khakasii. In Izobrazitel’nye i tekhnologicheskie traditsii v iskusstve Northern and Central Asia. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2012, pp. 76-96 (in Russ.).
Plisson H., Zotkina L.V. From 2D to 3D at macro and microscopic scale in rock art studies. In Digital Application in Archaeology and Cultural Heritage, 2015, vol. 2, iss. 2/3, pp. 102-119.